Действительно ли среда предпринимателей накалена до предела - до готовности выступить с требованиями о возбуждении процесса импичмента и досрочных выборов - или речь лишь о попытке ослабления непосильного экономического пресса со стороны властей?
ВАЛЕРИЙ ЛЕВОНЕВСКИЙ: “Выдвижение политических требований должно всколыхнуть правительство” …
- По итогам нашего анкетирования, процентов 40-50 предпринимателей поддерживают политические требования. Хотя четыре года назад только 5-10 % считали, что экономические вопросы нужно решать, вмешиваясь в политику.
- Вам не кажется, что это еще больше накалит обстановку?
- Политика - неотъемлемое право каждого человека управлять процессами в обществе. Почему предприниматели не могут отстаивать свои интересы? Мы не против того, чтобы люди участвовали в забастовке только экономического характера. Но они должны наконец понять: это нормальное явление, когда какая-то категория людей требует отставки того или иного должностного лица, не выполняющего своих обязанностей. А у нас до сих пор боятся даже слова “политика”.
Многие думают: президент не знает, что сейчас творится. Глупости. Ведь именно он дал указание всем министерствам: ищите деньги. И Минтруда вводит соцстрахование, Министерство по налогам и сборам - кассовые аппараты. Но если Лукашенко повернется лицом к предпринимателям, то и политические требования сами исчезнут.
- Почему путем переговоров нельзя уладить проблему? Ведь создана рабочая группа.
- Насколько мне известно, на сегодняшний день она не приняла ни одного конструктивного законодательного акта. А вопрос можно решить проще: отменить все акты, связанные с предпринимательством, с июля этого года. По-моему, рабочая группа создана лишь для того, чтобы оттянуть время и заболтать проблему: в протоколе последнего заседания ничего не говорится о снижении налоговой нагрузки, о соцстраховании, решаются лишь второстепенные вопросы.
- Предприниматели говорят: вы их пытаетесь использовать в качестве пушечного мяса для достижения собственных политических целей, к примеру, выборов в местные Советы. А личные интересы людей не учитываете, ведь те, кто будет бастовать, лишатся зарплаты.
- Что касается выборов. Если буду выдвигаться по гродненскому региону, потребуется только сто подписей, которые я соберу за пять минут, и для этого не надо защищать интересы предпринимателей республики. Но я убежден: политикой нам всем надо заниматься, и призываю всех предпринимателей, которые разбираются в политике, самим выдвигаться. Хочу, чтобы во власти было как можно больше предпринимателей, тогда и проблемы начнут решаться. Мы с мая не провели ни одной забастовки, но после выхода последних декретов предприниматели сами ко мне пришли. Потом с 1 сентября перенесли забастовку на 1 октября, чтобы дать правительству шанс исправить положение. Однако оно практически ничего не сделало.
- Сейчас активно ведется работа?
- Еще раз повторяю, мы просим об одном - приостановить все декреты с июля. И мы с удовольствием сядем за стол переговоров.
Что касается лишения зарплаты. Вопрос сейчас заключается в том, будут ли завтра предприниматели вообще существовать. Ведь если правительство не пойдет на уступки, работа станет невыгодной. К тому же, сколько можно дрожать?
- Вы раньше состояли в ОГП. Почему вышли из партии и зачем сейчас активно выступаете против того же Малахова, ведь он тоже пытается бороться за права предпринимателей?
- Ушел не по своей воле. По-моему, это грязные политические технологии со стороны Семена Домаша. Я уважаю многих членов ОГП, но после прихода Лебедько там стало неприемлемо инакомыслие. А Малахов занимается популизмом, призывает людей против политической забастовки. Какой же он член партии после этого?
- В условиях, когда нужно объединиться, вы довольно нелицеприятно высказываетесь в адрес Объединенного совета предпринимателей, в частности Шумченко. Зачем?
- Раньше мы работали вместе. Но потом Анатолий начал нам противодействовать. Он еще молодой человек, немного амбициозный, возможно, возомнил, что его все будут слушаться. В итоге вышла небольшая перепалка в бюллетенях. Но к забастовке мы подошли с общими целями. Вообще здорово, когда есть оппозиция в оппозиции: идет соревнование за поддержку предпринимателей.
- Вы пытались создать свою партию. Тогда не удалось. Сейчас не собираетесь возобновить попытки?
- Процесс идет. По идее, она уже есть. Но у нас не регистрируют организации, представляющие какую-либо опасность для существующей власти.
- Сколько средств ушло на подготовку забастовки?
- Это конфиденциальная информация. Вообще, немало.
- Откуда поступают деньги?
- Это пожертвования предпринимателей, которые хотят нам помочь.
Вкладываем собственные деньги: если раньше у меня было две машины, то сейчас хожу пешком.
- Если правительство не полностью выполнит ваши требования?..
До февраля следующего года намечен ряд акций: однодневные забастовки, митинги и еще одна бессрочная забастовка. Мы будем стучаться, пока двери не откроют.
АНАТОЛИЙ ШУМЧЕНКО: “Не надо латать дыры бюджета за счет предпринимателей”
- От имени предпринимателей сейчас может выступать только та организация, которая реально представляет их интересы, напрямую с ними общается, проводит собрания на рынках. Поэтому стачком предпринимателей, состоящий из трех человек, не имеет права от нашего имени выдвигать такие абсурдные лозунги, как: “Долой президента!”. Чтобы предъявлять политические требования, нужно пройти ряд ступенек, получить документы, подтверждающие некомпетентность нашего правительства. Проще всего бросаться голыми лозунгами, зарабатывая дешевый авторитет, гораздо труднее найти точки соприкосновения с властью. На данном этапе, подчеркиваю, на данном, предприниматели против политических требований. А те, кто их выдвигает, просто подставляют предпринимателей, но потом, в случае чего, даже не смогут их защитить.
- Левоневский утверждает обратное.
- Это ложь. Более того, сейчас люди просят: ребята, сделайте все, чтобы нас не примазали к политическим акциям. Нас кто-то явно хочет столкнуть лбами, внести раскол. Главный представитель стачкома предпринимателей вместо того, чтобы готовиться к забастовке, пишет пасквили на других предпринимателей. Я пытался доказать стачкому: политические требования преждевременны, нелогичны, поэтому возникает предположение: преследуются корыстные цели. В ответ меня обозвали провокатором. Плюс та же оппозиция начала нам ставить палки в колеса. Климов и Малахов (ОГП) предлагают вместо забастовки провести несанкционированное политическое шествие, причем в рабочее время. Просто некоторые обанкротившиеся политики, когда видят, что назревает какая-то буча, пытаются заскочить в последний вагон. Для них важна только картинка шествия, а людей используют в качестве марионеток. Большинство же предпринимателей не состоит ни в каких партиях и профсоюзах. И мы не втягиваем туда людей, чтобы добиться политических целей, а хотим объединить их, дабы вместе отстаивать наши экономические интересы.
Первым шагом было создание рабочей группы после заседания “круглого стола”. Тогда предприниматели воочию убедились, насколько члены правительства оторваны от реальности, что за некоторыми решениями стоит сиюминутный интерес и личная корысть. Сейчас хотят убрать с рынков торговлю кожей, мехами, обувью, верхней одеждой, потом вообще ликвидировать рынки, чтобы создать гипермаркеты. Но в нынешних условиях это невозможно. Чиновники не думают о том, что многие останутся без работы, налоговые поступления сильно сократятся. Создается впечатление, что ряд чиновников тормозит развитие малого бизнеса и сознательно ухудшает обстановку в стране. Прикрываются цивилизацией торговли. Мы в ответ просили: дайте вначале цивилизованные законы, возможность цивилизованно заработать деньги. А у них цивилизация сводится к одному: как забрать деньги. Андрей Тур (заместитель министра экономики) в своей докладной записке не отразил ни одного нашего требования. Причем записка была готова уже на следующий день после “круглого стола”, то есть решения заготовили заранее. А мы так старались наладить контакт, но получилось, что нас просто формально выслушали. Мы понимаем: экономика государства трещит по швам, но не надо латать свои дыры за счет предпринимательства. Сейчас предприниматели - единственная “дойная корова”, у которой еще можно взять живые деньги. Но мы сейчас получаем прибыль два-три раза в год. А в основном выходим в ноль. К примеру, на рынке “Ждановичи” палатка стоит 89 долларов, контейнер - 25 плюс единый налог ( около 70) и соцстрахование (15 % от доходов). В итоге практически не можем вкладывать средства в оборот, на покупку товаров. Речь уже идет о том, как выжить. К тому же из-за открытия расчетного счета мы вообще лишимся оборотных средств, так как в полном объеме нельзя будет воспользоваться своими деньгами.
Если же создать благоприятные условия, малый бизнес в Беларуси принесет колоссальную пользу. И то, что альтернативы торгово-посреднической деятельности нет, в этом вина чиновников. Рынки бы сами исчезли, имейся у частного сектора возможность развиваться. Предприниматели устали ездить за границу за чужим товаром, они хотят создавать свой. Стоило бы переориентировать их на другой вид деятельности. Тысяч 5-6 долларов, которые чиновники пытаются заставить нас отдать на строительство гипермаркетов, сейчас важнее вложить в производство. Иначе через пару лет вообще вымрем, как динозавры.
Но, повторю еще раз, ни о какой политике речь здесь не идет. Мы не собираемся вступать в конфликт с государством, а хотим помочь ему. Но постоянно наталкиваемся на недоверие.
- Каково дальнейшее развитие событий, на ваш взгляд?
- Правительство должно пойти навстречу. Ведь рабочие - его правая рука, предприниматели - левая. Вместе мы единое целое. Зачем отсекать часть организма? Поэтому надеемся на пробуждение здравого смысла у руководства страны. Предприниматели будут поддерживать правительство, президента, если последний публично заявит, что намерен создать благоприятные условия для малого бизнеса, если же нет - тогда действительно созреет политическая проблема.
МНЕНИЯ ПОЛИТИКОВ
Анатолий ЛЕБЕДЬКО:
- Причина забастовок экономическая, но они следствие политики, проводимой белорусскими властями. Уже давно начат крестовый поход против предпринимательства. “Вертикаль” не заинтересована в развитии малого и среднего бизнеса. Ставка делается на люмпенизированное общество: им легче управлять. Борьба предпринимателей только за отмену кассовых аппаратов, снижение арендной платы - путь в никуда. Проблема гораздо шире. Мы сейчас предлагаем концепцию развития малого и среднего бизнеса. И главным видимым приоритетом деятельности в ее рамках будет набор правовых актов для развития предпринимательства.
ОГП и ее союзники по демократическому блоку убеждены в необходимости плотной, ежедневной работы с представителями среднего и малого бизнеса. Ведь именно благодаря этим людям у государства появляется возможность переломить негативные экономические тенденции.
Иван ПАШКЕВИЧ:
- Все, что происходит сегодня в обществе, имеет политическую окраску. Грани между политикой и экономикой почти нет. Но пока сесть за стол переговоров не удалось ни одной политической силе. Все попытки обречены на провал. Если на самом высоком уровне бросаются такими фразами: “Ах, вы бастуете? Ну и бастуйте - найдем других на ваши места”, то это говорит не только о незнании элементарных экономических законов… Увы, еще ни один декрет не был отменен. Мы давно наблюдаем порочную практику: издают очередной декрет, общество выступает против, но никто его мнение не учитывает. Даже если заранее видят: законопроект ущемляет интересы определенных слоев, вообще вреден для экономики, его принимают. И только через несколько лет, когда уже нанесен огромный экономический вред, чиновники потихоньку вносят какие-то изменения. И от того, что они боятся сразу признать ошибки, то есть расписаться в своей некомпетентности, страдает общество в целом. А конструктивный диалог невозможен до тех пор, пока государство не созреет. Но, боюсь, это произойдет только тогда, когда все ляснет и казна будет пуста. На этом фоне тем более невыполнимы политические требования одного крыла предпринимателей: парламент вряд ли инициирует импичмент.
Михаил ЧИГИРЬ:
- В данном случае политика и экономика тесно переплетены. Предприниматели могли бы поставить правительство на колени, лишив его ежемесячного поступления в бюджет порядка 20 миллионов долларов. Но они не могут сплотиться, есть много разногласий в их среде. Не все смогут уйти в такой отпуск. Ведь для части предпринимателей невыход на работу означает лишение последних средств к существованию.
Вiнцук ВЯЧОРКА:
- Калi беларусы не будуць цiкавiцца палiтыкай, то палiтыка пачне цiкавiцца iмi. У нас любы страйк набывае палiтычную афарбоўку, бо людзi непазбежна натыкаюцца на палiтычныя бар’еры, на адсутнасць у сiстэме ўлады механiзмаў улiку грамадскiх iнтарэсаў.
А дыялог з урадам немагчымы, бо ў нас на саступкi iдзе толькi адзiн чалавек. Сення ўзбудзiць працэс iмпiчмэнта нерэальна, але заўтра ўсё можа быць.
МНЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ
Руслан ГОНЧАРОВ, заместитель начальника управления департамента по предпринимательству Министерства экономики:
- Люди, призывающие к забастовке, должны осознать, какую ответственность берут на себя. Ведь невыход на работу серьезно ударит по семейному бюджету многих предпринимателей.
После заседания “круглого стола” создана рабочая группа. Мы предложили предпринимателям: давайте решать вопросы вместе. И многие откликнулись. Сейчас активно работаем по вопросам КСА и ликвидации рынков. Единственное, затягивается процесс по социальному страхованию, там масса недоработок, декрет следует в корне пересмотреть. И работа не остановится, пока надлежащим образом не отшлифуется каждый спорный вопрос, пока сами предприниматели не признают положительные результаты. Но зачем бастовать, если вопросы решаются? Создается впечатление, что любой результат нашей деятельности для Левоневского и Шумченко не имеет никакого значения, главное для них организовать стачку, тем самым заработать себе политические очки. Я сам слышал от предпринимателей, что забастовка - это провокация, направленная на срыв переговоров.
Александр ПОТУПА, президент Белорусского союза предпринимателей:
- Мы противники смешивания политики и экономики. Требование импичмента, по-моему, полный бред. Назревает опасная ситуация: в предпринимательскую среду будут перенесены политические технологии. Предпринимателей сейчас пытаются заставить действовать по неудавшейся модели оппозиции: устраивают лишь акции для телевидения. А о какой-либо четкой стратегии действий даже речи не идет.
Ситуацию накаляет провокация определенной группы мелких и средних чиновников, которые заинтересованы в повышении объема продаж КСА. Причем, как ни странно, эта провокация направлена и против президента, так как обвинения предъявляют ему. А условий для включения аппаратов нет. Не готовы даже проекты внедрения, не говоря уже о получении разрешения пожарных служб. Так, кстати, руководство Дворца спорта запретило использовать на их территории КСА, дабы достояние народа, чего доброго, не сгорело.
Далее, предписано срочно оборудовать инкассаторские пункты, но ни один банк пока не дал согласия на их открытие. Много провокаций и со стороны налоговых органов. Хотя их просили пока не применять штрафных санкций, они дошли даже до обысков продавцов, на что не имеют никакого права. Это и многое другое все более накаляет среду предпринимателей, в итоге далеко не позитивные настроения могут перерасти в серьезную политическую проблему.
Сейчас правительство готово к переговорам. До него наконец дошло, какую кашу заварили и чего реально можно требовать от предпринимателей. Но вместо того чтобы обращаться к союзам предпринимателей, лидеры предпринимательского движения действуют по неудавшимся схемам оппозиции. Только на раскрутку неизвестно кого в ходе сентябрьской забастовки грохнули полмиллиона долларов. Планы этих ребят жутко дорого обойдутся предпринимателям, но в итоге они останутся у разбитого корыта.
Евгения Замуруева
Источник